ЛЮБОВЬ

Источник: Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.

1) высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и т. д.);
2) интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в социально формируемом стремлении быть своими личностно-значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого (см. Персонализация) таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости.

Чувство любви имеет глубоко интимный характер и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности и др., переживаемыми в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности. В качестве родового понятия любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой, предметной направленностью и др., – от сравнительно слабо выраженных одобрительных отношений (см. Симпатия) до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти. Слитность сексуальной потребности индивида, обеспечивающей в конечном счете продолжение рода, и любви как высшего чувства, дающего оптимальные возможности личности быть продолженной, идеально представленной в значимом другом, практически не позволяет в рефлексии отделить одно от другого. Это обстоятельство послужило одной из причин того, что разные философские и психологические направления допускали неправомерную абсолютизацию либо биологического начала в любви, сводя ее к половому инстинкту (любовь как секс), либо, отрицая и принижая физиологическую сторону любви, трактовали ее как чисто духовное чувство (платоническая любовь). Хотя физиологические потребности и являются предпосылкой возникновения и поддержания чувства любви, однако в связи с тем, что в личности человека биологическое снимается и выступает в превращенном виде, как социальное, любовь в своих интимных психологических характеристиках является общественно-исторически обусловленным чувством, своеобразно отражающим социальные отношения и особенности культуры, выступающим в качестве нравственной основы отношений в институте брака.

Исследования онтогенеза и функций любви показывают, что она играет большую роль в формировании личности и в становлении концепции. Установлено, что фрустрация потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояния. Имеется тесная связь индивидуального чувства любви с традициями и нормами общества и с особенностями семейного воспитания – обе эти группы переменных являются источником принятых субъектом способов интерпретации своего состояния.

В психологии предпринимались неоднократные попытки исследования внутренней структуры любви в целом и связи отдельных ее компонентов с различными характеристиками личности. Наиболее важным из полученных результатов является установление связи между способностью к любви и отношением субъекта к самому себе. Этот и ряд других аналогичных фактов, а также роль любви в создании семьи делают проблематику любви исключительно важной для психотерапии и психологического консультирования, для воспитания и самовоспитания личности.


ЛЮБОВЬ (LOVE)

Источник: Психоаналитические термины и понятия: Словарь / Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 304 с.

Комплексное аффективное состояние и переживание, связанное с первичным либидинозным катексисом объекта. Чувство ха­рактеризуется приподнятым настроением и эйфорией, иногда экстазом, временами бо­лью. Фрейд обозначал любовь как «по­вторное нахождение объекта», ее можно рассматривать как аффективное воспроиз­ведение состояния симбиотического един­ства. Вероятно, ребенок впервые пережи­вает любовь в форме привязанности к матери и желания ее во время и после дифференциации репрезентаций себя и объектов.

Развитие любви в раннем детстве во многом зависит от взаимной любовной привязанности матери или того, кто первым заботится о ребенке. Изначально ребенок любит и нарциссический объект, и себя; ранняя любовь характеризуется выражен­ными оральными и нарциссическими целя­ми и свойствами.

Любовь рассматривают в трех основных измерениях: нарциссическая любовь – объектная любовь, инфантильная любовь – зрелая любовь, любовь – ненависть. При этом важным фактором, влияющим на каче­ство и стабильность любви, является степень сопряженной с ней ненависти, агрессивных целей, противостоящих целям привязанности, то есть амбивалентность. Развитие объект­ного постоянства, необходимого для дальней­шей зрелой любви, зависит от ряда факто­ров. Среди них: разрешение интенсивной амбивалентности, консолидация стабильных, связных репрезентаций себя и объектов, сопротивление регрессии Я и утрате привя­занности в ситуации фрустрации и сепара­ции от объекта. Для того чтобы почувство­вать себя любимым, необходимы постоян­ство Самости и здоровый вторичный нар­циссизм. Важные элементы любовных отно­шений – способность находить друг в дру­ге средство восполнения прошлых утрат или исцеления травм, а также установление и закрепление чувства уникальной взаимной близости. Стремление к удовлетворению сексуального желания обычно взаимно, но понятие любовь следует отличать от поня­тия примат генитальности, под которым в настоящее время понимается способность к достижению оргазма независимо от уров­ня или характера объектных отношений.

Фрейд обнаружил, что любовь основа­на на инфантильных прототипах. Любовь-перенос – это оживление реальных и во­ображаемых инфантильных любовных от­ношений; ее анализ помогает пациенту по­нять, как инфантильные цели и привязанно­сти влияют на действия и отношения взрос­лого. Даже относительно внутренне согла­сованная и стабильная любовь является объектом регрессии и инфантильной фик­сации. При выраженной регрессии или в случае задержки развития индивид может быть не способен к любви. Эта неспособ­ность часто сопровождается примитивной агрессией, ненавистью к себе и объекту.

После того как устанавливается первич­ная психосексуальная объектная привязан­ность, любовь обретает много форм и на­правлений с запретными целями. С точки зрения структуры, любовь включает Оно, Я и Сверх-Я. Любовь, одобрение, удовольствие родителей интернализируются в зрелое и доброе Сверх-Я; грубое же и жестокое Сверх-Я разрушает способность любить и быть любимым. Любовь может смещаться с первоначальных объектов на коллективные объекты и дела, но религию, на художествен­ную, интеллектуальную или физическую суб­лимацию, на домашних животных, на личные интересы. Границы понятия любовь опреде­лить трудно; взрослая любовь включает как зрелые, так и инфантильные бессознатель­ные черты и всегда предполагает тенден­цию к идентификации с любимым объектом и его идеализации.

На главную страницу
Hosted by uCoz